Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Информация

Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина представляет собой отдельную отрасль прокурорского надзора, заключающуюся в охране и защите прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, а также восстановлении средствами прокурорского надзора нарушенных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина.

Охрана прав и свобод человека и гражданина означает, прежде всего, обеспечение правового положения личности путем предотвращения средствами прокурорского надзора нарушений со стороны поднадзорных лиц, защита – восстановление нарушенных прав, свобод и законных интересов. При этом восстановление может проходить как в оперативном порядке – исключительно с помощью средств прокурорского надзора, так и в сложном – путем возбуждения административных, судебных и прочих охранительных производств, когда прокурор сталкивается с препятствиями при восстановлении нарушенных прав или же когда закон создает дополнительные гарантии в ходе восстановительной деятельности.

В последнем случае восстановление, как правило, протекает в судебном порядке с обязательным участием прокурора.

На сегодняшний день прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина является отдельной отраслью прокурорского надзора.

Основными задачами прокурорского надзора за соблюдением прав, свобод человека и гражданина являются:

обеспечение и охрана правового положения личности;

восстановление нарушенных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина;

обеспечение баланса личных и общественных интересов;

обеспечение юридического равенства прав, свобод, законных интересов, а также справедливого распределения обязанностей, равного доступа к правосудию и равенства перед законом и судом физических, юридических лиц, а также публично-правовых субъектов.

Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина включает в себя несколько направлений. К числу основных из них можно отнести:

надзор за соблюдением законодательства о свободе места жительства и передвижения;

надзор за соблюдением конституционного права граждан на объединение;

надзор за исполнением законов о порядке рассмотрения обращений;

надзор за исполнением законов о свободе слова и печати;

надзор за соблюдением избирательных прав граждан;

надзор за соблюдением законодательства о правах беженцев и вынужденных переселенцев;

надзор за соблюдением прав граждан на свободу совести и вероисповедания;

надзор за соблюдением прав граждан на осуществление местного самоуправления;

надзор за соблюдением трудовых прав граждан;

надзор за исполнением законодательства о защите прав потребителей;

надзор за соблюдением жилищных прав граждан;

надзор за соблюдением прав социально охраняемых категорий граждан: инвалидов, пенсионеров, ветеранов и др.

Статья 26 Закона о прокуратуре устанавливает, что предмет прокурорского надзора данной отрасли составляет соблюдение прав и свобод человека и гражданина.

Эта же статья определяет пределы по кругу поднадзорных лиц и общие пределы.

Предел по кругу поднадзорных лиц включает в себя соблюдение прав и свобод человека и гражданина:

федеральными отраслевыми органами исполнительной власти (министерствами, комитетами, федеральными службами, агентствами, ведомствами и т.д.);

Следственным комитетом Российской Федерации;

представительными (законодательными) органами государственной власти субъектов РФ;

исполнительными органами государственной власти субъектов РФ;

органами местного самоуправления;

органами военного управления;

органами контроля в структуре вышеназванных органов;

должностными лицами в системе и структуре указанных выше органов;

субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания;

органами управления коммерческих и некоммерческих организаций;

руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Часть 2 ст. 26 Закона уточняет общие пределы применительно к этой отрасли, устанавливая, что

1) органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;

2) органы прокуратуры не вмешиваются в оперативнохозяйственную деятельность организаций.

В гл. 2 Закона о прокуратуре, регулирующей осуществление прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, предел по кругу актов прямо не определяется. Однако он может быть установлен с помощью системного толкования.

В этом случае он включит в себя все нормативно-правовые акты, устанавливающие правовое положение человека и гражданина.

К их числу безусловно относятся:

общепризнанные нормы и принципы международного права;

Конституция РФ;

федеральные конституционные законы РФ;

ратифицированные и вступившие в установленном порядке международные договоры (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ);

федеральные законы РФ;

законы СССР и РСФСР, действовавшие на территории РФ до вступления в силу Конституции РФ 1993 г., в части, не противоречащей действующему законодательству;

конституции и уставы субъектов РФ;

законы субъектов РФ, принятые в соответствии с Конституцией РФ и не противоречащие федеральному законодательству РФ.

Также в предмет по кругу актов войдут подзаконные нормативно-правовые акты в случае удовлетворения двум условиям:

они исходят от высших органов государственной власти, принимаются по специальному полномочию, предусмотренному в законах, содержат механизм реализации норм, закрепленных в законах;

определяют правовое положение человека и гражданина.

Таким образом, пределы прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина по общим пределам, пределам по кругу поднадзорных лиц и актов фактически совпадают с аналогичными пределами прокурорского надзора за исполнением законов.

Предметом обеспечения, охраны и защиты являются права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, закрепляемые в общепризнанных нормах и принципах международного права, а также национальном законодательстве. Прокурор в равной мере охраняет и обеспечивает все формы и виды правопритязаний, независимо от того, относятся ли они к правам, свободам или законным интересам. Не имеет значение и их видовая и национальная принадлежность: являются ли указанные правопритязания политическими, экономическими, социальными, культурными, закрепляются ли они в международном или национальном законодательстве и т.п.

Осуществляя надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прокурор использует все правовые средства, предусмотренные ст. 22, 23 и 24 Закона о прокуратуре.

Кроме того, ст. 27 Закона о прокуратуре устанавливает, что прокурор также:

рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;

разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;

принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина;

принимает меры по привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон;

принимает меры по возмещению причиненного ущерба;

при наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом;

возбуждает производство об административном правонарушении;

незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях (как альтернатива предыдущему);

приносит протест;

приносит представление;

предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Похожие новости

Комментариев 0